Месяц зуль-хиджа

Месяц зуль-хиджа  (Курбан Байрам). Все тонкости и правила праздника, его история.

Месяц зуль-хиджа является одним из высокочтимых месяцев у мусульман. Это один из четырёх запретных месяцев (раджаб, зуль-хиджа, зуль-каада, мухаррам), в течение которых Всевышний Аллах запретил войны, конфликты, кровную месть. Особенно ценными являются первые десять дней этого месяца.
 
Месяц зуль-хиджа содержит главный праздник мусульман – Ид аль-Адха (Курбан-байрам), приходящийся на 10-е число. В месяце зуль-хиджа мусульмане совершают хадж – одну из пяти основополагающих обязанностей мусульман, являющихся столпами Ислама. В нём также присутствует один из священных дней – день Арафа (9-е число). В этот день паломники, совершающие хадж, пребывают в местности Арафа. В день Арафа желательно тысячу раз читать суру «Ихляс», начиная каждую из них с «Бисмиллях...». В одном хадисе сказано, что тому, кто прочтёт тысячу раз суру «Ихляс», будут прощены все грехи.
В хадисе также сказано, что самые любимые и самые дорогие для Аллаха дни – это первые десять дней зуль-хиджа. В первые девять дней этого месяца, и особенно в день Арафа (и в предыдущий день), желательно соблюдать пост (кроме паломников, совершающих хадж).
 
В хадисе от Айши (да будет доволен ею Аллах) говорится, что один юноша соблюдал пост в первые десять дней месяца зуль-хиджа. Об этом сказали Пророку (мир ему и благословение), и он спросил, почему тот соблюдает пост. «О свет моих очей, это дни хаджа, и я надеюсь на благо от дуа (молитвы) паломников», – ответил юноша. И тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал, что за каждый день поста в эти дни он получит такое вознаграждение, как за освобождение ста рабов, раздачу как милостыню ста животных и выдачу для совершения джихада ста лошадей, а за пост в день Арафа – такое вознаграждение, как за освобождение двух тысяч рабов, раздачу такого же количества животных на садака и выделение такого же количества лошадей для джихада.
В хадисах также сказано, что вознаграждение за пост в день Арафа равно вознаграждению за пост в течение двух лет; что тому, кто соблюдал пост в этот день, прощаются грехи двух лет – предыдущего и последующего; что тот, кто соблюдает пост за два дня до Арафа, получит вознаграждение, как и Пророк Айюб (мир ему), а тот, кто постился в день Арафа, – как Пророк Иса (мир ему).
Эти дни желательно провести в поклонении Создателю (ибадате), раздать нуждающимся милостыню.
 
Тому, кто собирается резать жертвенное животное (курбан), нежелательно (карахат) в течение первых десяти дней зуль-хиджа, то есть до жертвоприношения, стричь волосы и ногти.
 

Достоинства первых десяти дней месяца зуль-хиджа

Слова Всевышнего Аллаха в суре «Заря»: «Клянусь зарёю, клянусь десятью ночами...» – подразумевают первые 10 дней месяца зуль-хиджа. Клятва Аллаха свидетельствует о величии этих дней. А в суре «Паломничество» Всевышний говорит: «(Дабы) славить имя Господне в определённые дни». Здесь тоже имеются в виду первые 10 дней месяца зуль-хиджа.
Воистину, наш Пророк (мир ему и благословение) свидетельствовал, что эти дни – самые благословенные на этом свете. От Джабира (да будет доволен им Аллах) передано, что наш Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Самые благословенные дни этого мира – первые десять дней месяца зуль-хиджа». Спросили его: «А нет ли похожих на них (т. е. на людей, занятых служением Богу в эти дни)?» Он ответил: «Нет похожих на них на пути Аллаха, кроме человека, которого убили на пути Аллаха (т. е. шахида)». Только шахид превыше перед Аллахом, чем человек, который занят служением Аллаху в эти дни.
В числе этих дней и день Арафа. День Арафа – день большого хаджа, день прощения грехов, день освобождения от огня. Из числа этих дней также день жертвоприношения (Курбан-байрам). День жертвоприношения – самый лучший день года. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Самый великий день – день жертвоприношения».
 
В эти дни включены все столпы поклонения. Хафис ибн Хаджар пишет в книге «Аль-Фатх»: «Причиной возвеличения первых десяти дней зуль-хиджа является наличие в них всех столпов поклонения: намаза, поста, жертвоприношения, паломничества, – и не сочетается всё это в другие дни».
 
От Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передано, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Всевышний Аллах больше всего любит добрые деяния, совершённые в эти дни (т. е. в первые 10 дней зуль-хиджа)». Кто-то спросил: «О Посланник Аллаха! Даже больше джихада (войны на пути Аллаха)?» Он ответил: «Да, даже больше джихада, кроме деяний человека, который вышел на путь Аллаха со своим богатством и не вернулся».
Абдуллах ибн Омар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я был у Посланника Аллаха (мир ему и благословение), и мы говорили о добрых деяниях. И он сказал: “Нет лучших добрых деяний, чем совершённые в первые 10 дней зуль-хиджа”. Я спросил его: “О Посланник Аллаха! Они даже лучше джихада?” Он ответил: “Даже джихада, кроме деяний человека, который вышел на путь Аллаха со своим богатством и нашёл там свою смерть”».
Первые 10 дней зуль-хиджа следует встретить сердечным покаянием в своих грехах. Это обязанность каждого мусульманина. В покаянии – благо для мусульманина как на этом свете, так и в Судный день.
 
Всевышний в Коране говорит (смысл): «Кайтесь перед Аллахом все – быть может, преуспеете».
Как можно больше берите пользы из щедрот этих дней. Каждому мусульманину желательно совершить как можно больше добрых дел. Всевышний говорит (смысл): «Тех, кто старался за (дело) Наше, наставим Мы на пути Наши».
Как покорность Всевышнему и служение Ему в эти дни приближает нас к Нему, так же и грехи отдаляют нас от Него, и мы теряем Его милость. Посему воздержитесь от всего греховного в эти дни, дорогие братья и сёстры.
 

Пост в день Арафа

День Арафа – это девятый день месяца зуль-хиджа. Соблюдение поста в этот день является желательным (сунна) действием. В достоверном хадисе, переданном Муслимом и другими, говорится, что когда Пророка (мир ему и благословение) спросили о посте в День Арафа, он сказал: «Грехи того, кто будет поститься в этот день, смоются за предыдущий и последующий годы». Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала Масруку: «О Масрук, не слышал ли ты, что Посланник (мир ему и благословение) сравнивал пост в День Арафа с постом в тысячу других дней?» (Байхаки, Табарани).
 
Известный богослов Рамали поклялся, что пост в День Арафа смоет большие и малые грехи обоих лет. Но грехи перед людьми смоются лишь после того, как обидчик попросит прощения у тех, кого обидел. В этот день могут не поститься больной и путник (при трудностях). Если нет трудностей, можно поститься. Тому, кто совершает хадж, в этот день желательно не поститься, для того чтобы иметь силу при мольбе и поклонении на горе Арафат.
 

История Ид-аль-Адха

Во всем исламском мире отмечается праздник ‘Ид-аль-Адха (или Курбан-байрам), самый значимый в Исламе. Своими корнями он уходит в глубокое прошлое, во времена пророчества Ибрахима (мир ему).

Ибрахим (мир ему) – один из наиболее великих посланников Аллаха. Он славился своей щедростью и великодушием. Каждый год пророк (мир еум и благословение) приносил в жертву большое количество скота и раздавал мясо бедным и нуждающимся. Люди и ангелы удивлялись его щедрости. Как-то раз Ибрахим (мир ему) сказал: «Все, что я принес в жертву, - это ничто. Клянусь Аллахом, если бы у меня был сын, я и его не пожалел бы ради Всевышнего». Готовность пожертвовать самым дорогим, что может быть у него, ради своего Господа, показывает, насколько сильна его любовь к Аллаху.
Через некоторое время Ибрахим (мир ему) забыл о своих словах. Переселившись в Палестину, он стал просить у Аллаха сына. Но только в преклонном возрасте у пророка (мир ему и благословение ) родился ребенок, которого он назвал Исма‘илом. Естественно, что ребенок, родившийся после стольких лет ожидания, занял особое место в сердце родителя.

Когда сын стал взрослым, на восьмой день месяца зуль-хиджа пророк Ибрахим (мир ему) во сне услышал голос, который произнес: «О Ибрахим! Исполни то, что обещал». Проснувшись, он засомневался, был ли этот сон от Аллаха или от шайтана. По этой причине этот день (восьмой день зуль-хиджа) стали называть днем «размышления» (Тарвият). Во вторую ночь сон повторился. Утром он понял, что это знамение от Аллаха. Этот день назвали днем «познания» (‘Арафа), а местность, где он видел сон, тоже назвали ‘Арафа. В третью ночь он увидел тот же самый сон. Теперь он уже вознамерился принести жертву. Поэтому этот день назвали днем «жертвоприношения» (Нахр).

Желая испытать искренность и покорность Своего любимого пророка, Создатель повелевает ему принести в жертву своего единственного сына. Поистине, это величайшее испытание для любящего отца, но любовь к Творцу и смирение пред Ним – превыше всего! Поэтому Ибрахим (мир ему) незамедлительно стал готовиться к жертвоприношению.

Он сказал своей жене Хаджар, чтобы она искупала сына и надела на него красивую одежду, так как он идет с ним в гости. Мать надела на сына самую красивую одежду, умастила благовониями и расчесала ему волосы.

Так же безропотно и без малейшего колебания покорился воле Всевышнего и сын Ибрахима (мир ему) Исма‘ил.
Сын знал, что отец – пророк и то, что он говорит, – это воля Аллаха. Вот разговор отца и сына, являющийся примером абсолютной покорности своему Господу и образцом для верующих на все времена:
«Отец сказал: «Мой сын, я вижу сон, что жертвенным убиением тебя я Богу приношу. Что думаешь об этом ты?».
И сын сказал: «О, мой отец! Ты делай то, что велено тебе. И ты найдешь, что я – коли угодно Богу, – найду в себе смирение и твердость. Отец, сними сначала мою рубашку, чтоб она не испачкалась. Вид крови может испугать мать, а чистая рубашка ее успокоит. И когда ты будешь исполнять наказ, поверни меня лицом к земле, ибо, видя мои глаза, вдруг не сможешь исполнить волю Аллаха».

Пророк Ибрахим (мир ему), полностью покорный воле Творца, поверг своего сына на землю и поднес нож. Но нож не оставил и следа на коже. Тогда сын стал подсказывать, чтоб отец резал с другой стороны, но снова ничего не получилось. Отец и сын были обеспокоены тем, что не смогут исполнить волю Творца. Отец пытался снова и снова, но нож скользил как по железу. В этот момент Всевышний открыл небеса и показал всем Своим творениям готовность человека пожертвовать самым дорогим - единственным сыном - ради Аллаха, тем самым доказав им превосходство лучшего и любимого Его творения над остальными. Ибрахим (мир ему) ударил ножом об камень, и камень раскололся на две части. Тут он воскликнул: «Нож режет камень, но не режет плоть!» И тогда, по воле Всевышнего, нож заговорил: «О Ибрахим! Ты говоришь – режь, в то время как Господь Миров приказывает – не режь. И как же я выполню твое повеление, не повинуясь твоему Господу?».

Отсюда следует, что, как бы люди ни старались, каждая вещь, будь то нож, огонь или вода, выполняет свое назначение только по желанию и воле Творца.

Аллаху не нужна была кровь Исма‘ила, и поэтому был явлен ангел Джибриль (мир ему), возвестивший о том, что Ибрахим выдержал испытание Господне. Затем ангел принес рогатого барана из Рая, и отец с сыном принесли его в жертву Всевышнему.
Это знаменательное деяние пророка Ибрахима (мир ему) легло в основу традиции верующих совершать жертвоприношение, отмечая таким образом это великое событие в истории человечества. Жертвоприношение является символом искренности и преданности Богу, проявленными пророком и его сыном.

Эта история не только памятна как начало праздника, но и во многом поучительна для нас. Так, мы видим, что как бы велико ни было выпавшее на их долю испытание, отец с сыном думают только об исполнении воли Аллаха. По дороге к месту жертвоприношения за ними следовал иблис, который всячески отговаривал то отца, то сына. Но они поочередно отгоняли его, забрасывая камнями. Иблис ушел униженный, и Аллах обязал нас во время хаджа кидать камни в этом месте, как бы отгоняя сатану. Тогда иблис вернулся к матери и пытался убедить ее спасти сына. Но верующая Хаджар (да будет доволен ею Аллах!) отвечала, что Ибрахиму виднее, что делать, и прогнала его.
 

Ид-аль-Азха

Начиная с захода солнца накануне дня Ид аль-Адха мусульмане громко читают такбир:
اَلله ُاََكْبَرْ اَلله ُاَكْبَرْ اَلله ُاَكْبَرْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ الله ُوَالله ُاَكْبَرْ الله ُاَكْبَرْ وَللهِ الْحَمْدُ لله اكبر الله اكبر الله اكبر َلله ُاَكْبَرْ كَبِيرًا وَالْحَمْدُ للهِ كَثِيرًا وُسُبْحَانَ اللهِ بُكْرَةً وَأَصِيلاً
Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар Лаилаха илляллаху валлаху акбар, Аллаху акбар ва лиллахиль хамд - три раза. Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар. Аллаху акбар кабиран вальхамдулиллахи касиран ва субханаллахи букратан ва асила. Такбир читают и в мечетях, и дома, и на улице, и на площадях -- везде мужчины громко, а женщины про себя. Кроме того, такбир читается и после каждого намаза, до начала азкаров (молитв, читаемых после намаза), заканчивая предзакатным намазом последнего дня ташрика, то есть 13-го числа месяца зуль-хиджжа. Ночь на Курбан-байрам желательно провести в богослужении. В эту ночь Всевышний отвечает на мольбы своих рабов. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто бы ни был, бодрствовавший в ночь разговения и ночь Курбана в служении Всевышнему -- не постигнет сердце его печаль, когда печаль постигнет других». Если не в силах провести в богослужении всю ночь, постарайтесь в последнюю треть ночи или хоть в малую ее часть, если и это затруднительно, то постарайтесь хотя бы ночной и утренний намазы совершить коллективно (с джама'атом) в мечети. После полуночи до праздничного намаза желательно совершить полное омовение по случаю праздника (намерение (нийят) произносят так: «Я намереваюсь совершить купание-сунна, во имя Аллаха»), постричь волосы и ногти, то есть заняться личной гигиеной. Утром, надев чистую одежду (если есть возможность, то новую), надушившись благовониями, отправляются в мечеть для совершения праздничного намаза. Время совершения 'ид-намаза наступает через 15-20 минут после восхода солнца и продолжается до обеда. В мечети ид-намаз совершают примерно через 45 минут после восхода солнца (предварительно уточните у имама мечети время его совершения). Если нет возможности пойти в мечеть, то можно совершить 'ид-намаз и дома со своей семьей и отдельно.
 

Салят уль-ид – праздничный намаз

Праздничный намаз является самым предпочтительным из желательных намазов, следовательно его не следует пропускать, не имея веской причины.
По мазхабу имама Абу­Ханифы, праздничный намаз является ваджибом. Из обоих праздничных намазов, совершаемый в день жертвоприношения, является более предпочтительным, ибо он упоминается в Коране. Более предпочтительно совершать этот намаз коллективно в мечети, но можно его совершить и самостоятельно.
Праздничный намаз имеет два ракаата. Время его совершения наступает с восхода солнца и продолжается до того времени, когда оно будет в зените.
 

Суннаты праздничного намаза:

  1. Отсрочить его совершение до того времени, когда солнце поднимется на высоту копья. Намаз же праздника разговения желательно отсрочить до времени, когда солнце поднимется на высоту двух копий.
  2. Совершение его в мечети, если все в ней помещаются, а если нет, то на открытой местности. По мазхабуимама Абу-Ханифы желательно его совершать на открытой местности. И если намаз совершается в мечети, то женщинам желательно стоять у дверей и слушать
  3. Совершение его в мечети, если все в ней помещаются, а если нет, то на открытой местности. По мазхабуимама Абу-Ханифы желательно его совершать на открытой местности. И если намаз совершается в мечети, то женщинам желательно стоять у дверей и слушать проповедь.
  4. Провести предыдущую ночь в бдении. Если человек совершал поклонение в большую часть ночи или же совершил вечерний, ночной и утренний намазы в джамаате, то это засчитывается ему как всенощное бдение.
  5. Совершить полное омовение. Время его совершения наступает с полуночи.
  6. Надушиться благовониями и надеть красивую одежду. Это желательно детям и взрослым мужского пола. Женщины же, если в возрасте, то придут на намаз в обычной одежде. А молодым или красивым женщинам нежелательно ходить на намаз в мечеть, а предпочтительней этот намаз совершать дома.
  7. Идти пораньше на намаз (кроме как имаму).
  8. Направиться на намаз по одной дороге и вернуться по другой.
  9. Разадавать по пути милостыню.
  10. Немного поесть перед намазом разговения и не есть до намаза жертвоприношения.

Метод совершения

Праздничный намаз имеет два ракаата, и намерение на его совершение делается следущим образом: «Я намереваюсь совершить желательный праздничный намаз разговения в два ракаата во имя Аллаха (следуя за имамом)».
После произнесения «Аллаху акбар» вступления в намаз, желательно прочитать молитву «ваджжахту», затем желательно семь раз поднять руки как при вступлении в намаз и произнести «Аллаху акбар», и после шести прочесть молитву «Субхана ллахи валхамду лиллахи ва ла илаха иллаллаху валлаху акбар». А после седьмого «Аллаху акбар» следует прочесть суру «аль­Фатиха». (Если намаз коллективный сперва имам прочтет вслух, а мамумы прочтут потом). После суры «аль­Фатиха» желательно прочесть суру «аль­Къаф» или суру «аль­А‘ла».
Во втором ракаате после произнесения «Аллаху акбар» вставания на второй ракаат желательно произнести вышеупомянутым способом «Аллаху акбар» и прочесть молитву «Субхана ллахи валхамду лиллахи ва ла илаха иллаллаху валлаху акбар» после четырех, а после пятого прочесть суру «аль­Фатиха». После суры «аль­Фатиха» желательно прочесть суру «аль­Къамар», или «ал­Гъашия».
Если намаз был коллективным, после него следует прочесть две хутбы с теми же условиями, которые следует соблюдать при хутбах пятничного намаза.
Если человек не может совершить намаз вышеназванным способом, он делает намерение на праздничный намаз и делает обычный желательный намаз в два ракаата.
И так как праздничный намаз бывает раз в году, мусульманину не следует пренебрегать им, и если он пропустил его по уважительной причине, ему желательно возместить его.

 

Праздничный намаз по мазхабу имама аш-Шафии

(Салат-уль-‘ид)
Салат-уль-‘Ид – это праздничный двухракаатный суннат-намаз, совершаемый в день Ураза-байрам (и Курбан-байрам) примерно через час после восхода солнца. Время его совершения следует уточнить у имама мечети накануне.
‘Ид-намаз можно совершать и дома, но мужчинам следует его совершать в мечети вместе с другими верующими. Желательно отправиться в мечеть по одной дороге, а вернуться по другой, ибо так поступал посланник Аллаха (мир ему и благословение).
Перед совершением ‘ид-намаза произносят ният: «Я намереваюсь совершить двухракаатный праздничный суннат-намаз по случаю ‘Ид-уль-Фитра (Ураза-байрам (суннат-‘ид-намаз)) во имя Всевышнего Аллаха». Если намаз совершается с другими мусульманами, то к нияту еще добавляют «вместе с джамаатом» или «за имамом».
Вслед за ниятом сразу произносят «Аллаху акбар» и, поднимая руки до уровня ушей, приступают к намазу. Кто знает, в начале намаза, как обычно, читает молитву «Ваджахту». По окончании этой молитвы, опять поднимая руки, произносят «Аллаху акбар», затем, опустив руки и положив их на живот (как при чтении суры «Фатиха»), читают:
«СубхIаналлагьи валь хIамду лиллагьи ва ла илагьа илла ллагьу валлагьу акбар».
После чтения этой молитвы опять поднимают руки и произносят «Аллаху акбар», затем, как и в первый раз, читают ту же молитву. И так семь раз произносится «Аллаху акбар» и шесть раз читают молитву. Затем после седьмого «Аллаху акбар» читают «А ‘узу...» и суру «Фатиха». Далее все делают как в обычном намазе. Во втором ракаате перед чтением суры «Фатиха» опять произносят «Аллаху акбар» и читают ту же молитву точно так же, как и в первом ракаате, но только пять раз (молитву - четыре раза).
В обоих ракаатах после суры «Фатиха» желательно также читать что-нибудь из Корана. Лучше всего в первом ракаате «Къаф», во втором – «Икътараба», а кто не знает, в первом – «Къул я аийугьал кафирун», во втором – «Къулгьу» («Ихлас»).
Кто совершает ‘Ид-намаз дома, лучше совершить его джамаатом (колллективно) вместе с остальными членами семьи (женой, детьми, матерью, сестрами и т. д.).
‘Ид-намаз желательно совершить и тем: кто находится в пути.
Кто не знает указанной выше молитвы, может совершить обычный двухракаатный суннат-намаз, имея ният совершить ‘Ид-намаз.
7. Направиться на намаз по одной дороге и вернуться по другой.
Жертвоприношение (курбан) в день Курбан-байрам или в последующие три дня является настоятельной Сунной на которую наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) обращал особое внимание (суннат уль-муаккада).
 
Жертвоприношение в эти дни является высоко награждаемым деянием. В хадисе, переданном от Али-асхаба (да будет доволен им Аллах), говорится: «Кто выйдет из дома за животным для курбана, тому за каждый его шаг пишется 10 благих деяний и стирается 10 грехов, его разговор при купле-продаже запишется как тасбих (поминание Аллаха), за каждый дирхам, отданный за животное, записывается 700 благих деяний. Когда он повалит животное на землю, чтобы резать его, все творения, начиная с этого места до седьмого неба, будут просить прощения его грехов, из каждой капли крови животного будут созданы ангелы, которые до наступления Судного дня также будут просить прощения его грехов».
 
Благочестивые мусульмане стараются каждый год резать курбан. Поэтому и нам следует изыскать возможность для этого. «Лучшие из моей уммы режут курбан, худшие – не режут», - сказано в хадисе. Имам Шафии сказал: «Я не одобряю (разрешение) не резать курбан тому, у кого есть возможность резать его». Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рекомендует порезать хотя бы петуха, если нет иной возможности, хотя это и не будет считаться полноценным курбаном. Смысл сказанного в том, что в этот день желательно хотя бы что-то принести в жертву, проявляя уважение к этому празднику. В жертвоприношении главное проявление покорности Всевышнему.
Жертву приносят за совершеннолетнего мусульманина с соответствующим намерением.
Для жертвоприношения можно использовать верблюдов, коров (быков), баранов или коз (другие животные не годятся). Их предпочтительность соответствует порядку перечисления. При этом верблюда и корову можно резать и за семерых, а барана и козу только за одного мусульманина. Но лучше за каждого принести в жертву барана или козу, чем за семерых резать одну корову.
Если в семье режут одного барана или козу, то тем самым вознаграждение получает вся семья.


Условия жертвоприношения

  1. Необходимо, чтобы человек, непосредственно режущий животное, был мусульманином и чтобы резал с искренним намерением ради Аллаха.
  2. Необходимо иметь перед жертвоприношением соответствующее намерение (нийят). За себя (мужчинам) лучше резать самим, но можно уполномочить для его совершения и другого (вакиля – представителя). Намерение следует делать так: «Я намереваюсь совершить желательное (сунна) жертвоприношение от себя (или от сделавшего меня вакилем), во имя  Аллаха» В случае, когда сделали назру (обязали себя), нийят будет таким: «Я намереваюсь совершить  обязательное (назру) жертвоприношение, во имя Аллаха».В случае, когда режет другой, желательно присутствовать при этом. Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал своей дочери Фатиме (да будет доволен им Аллах): «Ты становись рядом при жертвоприношении за тебя. Как только упадет на землю первая капля крови, приносимого в жертву животного, все твои ранее совершенные грехи прощаются».В случае, когда жертвоприношение совершается за другого человека, необходимо иметь его разрешение.
  3. Жертвенное животное должно быть взрослым: баран – годовалым, во втором году жизни; коза и корова (бык) – двухлетним, в третьем году жизни; верблюд – пятилетним, на шестом году жизни.
  4. Жертвенное животное должно быть здоровым, без существенных изъянов. Допускается отсутствие нескольких зубов или небольшой части (менее одной трети) уха, но совсем беззубое или с отрезанным ухом более чем на треть животное резать нельзя для обязательного курбана. Хвост, глаза и другие органы тела животного также должны быть целыми. Желательно, чтобы животное было упитанным (сильно худое животное нельзя резать), без признаков болезни.
  5. Необходимо соблюдать сроки жертвоприношения. Период жертвоприношения начинается после праздничного намаза и продолжается до захода солнца 13-го числа месяца зуль-хиджа.
 
Животное необходимо резать хорошо отточенным ножом, поэтому предварительно следует заточить его. Резать желательно быстро, не отрывая лезвие ножа от горла животного. Не следует показывать нож животному или резать одних животных на глазах других.
 

Вначале, произносят:

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ اَللَّهُمَّ صَلىِّ عَلىَ مُحَمَّدٍ وَعَلىَ آلِ مُحَمَّدٍ وَسَلِّمْ
 
Затем читают такбир.
Далее, аккуратно положив животное на левый бок, повернувшись в сторону Киблы (Мекки) и

читают соответствующую молитву (ду‘а):

اللهم هذا منك وإليك فتقبل مني
بِسْمِ اللهِ اَلله ُاَكْبَرْ اَللَّهُمَّ صَلىِّ عَلىَ مُحَمَّدٍ وَعَلىَ آلِى مُحَمَّدٍ وَسَلِّمْ
и одновременно режут трахею (за гортанью, оставляя ее в стороне головы), пищевод.